«Все, что мы желаем изменить в детях, следует в первую очередь внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше всего стоило бы изменить в нас самих» Карл-Густав Юнг
Для ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет) показателем нормального функционирования психики является привязанность к конкретному взрослому (особенно к матери), которая проявляется не только в позитивном эмоциональном реагировании, но и в том, что ребенок отдает предпочтение общению именно с этим человеком.
Отношение родителей к ребенку вместе с желанием ребенка быть похожим на них формируют его идентичность (способность воспринимать себя в качестве индивидуального, реального и устойчивого единства). Ожидание признания с боку взрослых стает основной потребностью ребенка, которая определяет успешность дальнейшего его развития. Поэтому, если родители отказывают 2-х летнему ребенку в удовлетворении его желаний и потребностей, этим они фрустрируют его потребность в самоуважении, т.к. одобрение родителей и себя самого объединяются в психике ребенка чувством собственной ценности.
Именно по отношению к «значимым другим» (родителям), их негативным оценкам у ребенка впервые возникает чувство стыда (переживание стыда можно вербализировать как: «Я не такой, каким я должен быть»). За Э. Эриксоном, чувство стыда у ребенка раннего возраста появляется тогда, когда ему не позволяют развивать свою автономность и самоконтроль.
Агрессивность ребенка в этом контексте можно рассматривать как следствие страха, фрустрации и агрессии извне, что приводит к формированию мазохистического способа защиты. Ожидание наказания, упреков со стороны родителей формирует у ребенка чувство вины («способность чувствовать себя виновным» за Винникотом). Часто такой способ развития в соединении с агрессивностью приводит к формированию у ребенка «ложной Самости»: единственная для ребенка возможность существования в окружении состоит в отказе от аутентичного ядра своей личности, в бегстве к «ложной Самости», когда индивид существует только благодаря тому, что остается необнаруженным.
К. Рождерс подчеркивает ценность и необходимость позитивного отношения родителей самих к себе, поскольку взрослый, склонный к самопротиворечию, неспособен, за Роджерсом, проявлять настоящую родительскую любовь, а, значит, не сможет принимать своего ребенка таким, каким он есть. /Гурская